Театр
на стене

Неорусский стиль

модерн

В отдельный раздел выделены плакаты спектаклей и мероприятий на сюжеты из русской истории. Широкий интерес к национальным художественным формам возник в середине XIX века и долгое время был одним из основных направлений искусства. Неорусский стиль пережил и слепое копирование лучших образцов, и влияние стиля модерн, и бурный интерес к народным, ранее не считавшимся серьезными, формам. И лишь к моменту утверждения соцреализма сдал позиции. В каталоге представлены две очень похожие афиши к московской и петербургской постановкам пьесы «Царь Федор Иоаннович» А.Н. Толстого. Их роднит и формат, и расположение текста и орнамента, стилизованный шрифт. Но различия говорят нам о переломном этапе и в развитии театра и, соответственно, в отношении к театральной афише. На плакате театра Литературно-художественного общества в верхней части расположено стилизованное изображение главного героя на лошади на фоне древнерусских зданий. В то же время МХТ, для афиши 100-го представления своего первого спектакля, в качестве изображения (и отчасти манифеста) выбирает эпизод из спектакля — конкретную массовую сцену «на Яузе» с нищими, сидящими на мосту. Тем самым даже беглое сравнение двух афиш позволяет говорить о разнице двух спектаклей. С условной стариной в одном и очень конкретной эпохой, подлинностью в другом, с вниманием к главному герою (и главному актеру) в одном, и равной значимостью каждого персонажа и каждой детали в другом. Эти два отношения к историческому художественному наследию — документальное и стилизованное будут сосуществовать и спорить на протяжении первого двадцатилетия XX века. Примером неорусского стиля, еще не испытавшего на себе сильного влияния образов модерна, является программа концерта к десятилетию Великорусского оркестра под управлением В.В. Андреева. Как известно, русский плакат своим происхождением обязан в том числе и лубку, производством и распространением которого в конце XIX века стали заниматься профессиональные издатели. В свою очередь, практики театра проявляли большой интерес к исследованиям и реконструкции западноевропейских театральных практик, к постановке хоромных действ и народных драм. Афиши двух спектаклей, стилистически близких к лубочному искусству, говорят нам о том, что плодотворными эти исследования оказались как для театральных консерваторов (театр Литературно-художественного общества), так и для авангардистов (объединение «Союз молодежи»). Программа спектакля Александринского театра «Борис Годунов», выполненная И.Я. Билибиным, также явно инициирована именно народными формами художественного творчества. Однако, в эскизах к спектаклю (художник П.Б. Ламбин) никакой стилизации и нового осмысления старых форм не было. Они решены в реалистической традиции, относящейся скорее к XIX веку. Если рассматривать театральный плакат с точки зрения рекламного объекта, то у всех этих образцов есть существенный недостаток — они слишком подробны, в них нет ни яркого образа, ни внятного шрифта чтобы привлечь внимание зрителя. С этой точки зрения гораздо более эффектны плакаты Б.М. Кустодиева к спектаклям «Блоха» в разных театрах. В московской афише притягательным становятся цвет и шрифт заголовка, в ленинградской — уже формируется и лаконичный визуальный образ. В программе оперы «Борис Годунов» (ГАТОБ) также при наличии множества деталей, центральный, мгновенно захватывающий внимание образ — портрет Ф.И. Шаляпина в заглавной роли.

Неорусский стиль

модерн

В отдельный раздел выделены плакаты спектаклей и мероприятий на сюжеты из русской истории. Широкий интерес к национальным художественным формам возник в середине XIX века и долгое время был одним из основных направлений искусства. Неорусский стиль пережил и слепое копирование лучших образцов, и влияние стиля модерн, и бурный интерес к народным, ранее не считавшимся серьезными, формам. И лишь к моменту утверждения соцреализма сдал позиции. В каталоге представлены две очень похожие афиши к московской и петербургской постановкам пьесы «Царь Федор Иоаннович» А.Н. Толстого. Их роднит и формат, и расположение текста и орнамента, стилизованный шрифт. Но различия говорят нам о переломном этапе и в развитии театра и, соответственно, в отношении к театральной афише. На плакате театра Литературно-художественного общества в верхней части расположено стилизованное изображение главного героя на лошади на фоне древнерусских зданий. В то же время МХТ, для афиши 100-го представления своего первого спектакля, в качестве изображения (и отчасти манифеста) выбирает эпизод из спектакля — конкретную массовую сцену «на Яузе» с нищими, сидящими на мосту. Тем самым даже беглое сравнение двух афиш позволяет говорить о разнице двух спектаклей. С условной стариной в одном и очень конкретной эпохой, подлинностью в другом, с вниманием к главному герою (и главному актеру) в одном, и равной значимостью каждого персонажа и каждой детали в другом. Эти два отношения к историческому художественному наследию — документальное и стилизованное будут сосуществовать и спорить на протяжении первого двадцатилетия XX века. Примером неорусского стиля, еще не испытавшего на себе сильного влияния образов модерна, является программа концерта к десятилетию Великорусского оркестра под управлением В.В. Андреева. Как известно, русский плакат своим происхождением обязан в том числе и лубку, производством и распространением которого в конце XIX века стали заниматься профессиональные издатели. В свою очередь, практики театра проявляли большой интерес к исследованиям и реконструкции западноевропейских театральных практик, к постановке хоромных действ и народных драм. Афиши двух спектаклей, стилистически близких к лубочному искусству, говорят нам о том, что плодотворными эти исследования оказались как для театральных консерваторов (театр Литературно-художественного общества), так и для авангардистов (объединение «Союз молодежи»). Программа спектакля Александринского театра «Борис Годунов», выполненная И.Я. Билибиным, также явно инициирована именно народными формами художественного творчества. Однако, в эскизах к спектаклю (художник П.Б. Ламбин) никакой стилизации и нового осмысления старых форм не было. Они решены в реалистической традиции, относящейся скорее к XIX веку. Если рассматривать театральный плакат с точки зрения рекламного объекта, то у всех этих образцов есть существенный недостаток — они слишком подробны, в них нет ни яркого образа, ни внятного шрифта чтобы привлечь внимание зрителя. С этой точки зрения гораздо более эффектны плакаты Б.М. Кустодиева к спектаклям «Блоха» в разных театрах. В московской афише притягательным становятся цвет и шрифт заголовка, в ленинградской — уже формируется и лаконичный визуальный образ. В программе оперы «Борис Годунов» (ГАТОБ) также при наличии множества деталей, центральный, мгновенно захватывающий внимание образ — портрет Ф.И. Шаляпина в заглавной роли.