Все многообразие направлений в театре и живописи начала XX века нашло отражение и в искусстве плаката. Так на плакатах символизма главным становится живописное изображение, передающее мрачное, мистическое настроение. Например, в афише к спектаклю «Привидения» по пьесе Г. Ибсена, зритель видит голые скалы, уходящие в холодное море. Этот безжизненный, холодный пейзаж, в сочетании со строгим черным шрифтом названия, безусловно, помогал зрителю представить атмосферу спектакля. Пожалуй, самой репертуарной русской символистской пьесой была «Жизнь человека» Л.Н. Андреева. С ее постановками связано множество и художественных и режиссерских находок. Тем интереснее рассмотреть насколько разными получились афиши спектаклей. Так, например, афиша сборного вечера, в одном из отделений которого шел спектакль — и зритель буквально видит афишу внутри афиши. В правой части на желтом фоне расположен рисунок, на котором мы видим то ли живого то ли мертвого человека в плаще — это Некто в сером, инфернальный персонаж этой пьесы. Поверх рисунка написана вся информация о спектакле. Единое стилевое и цветовое решение рисунка и шрифта, полнота информации заставляют нас думать о возможном использовании афиши и в ином контексте, и в качестве самостоятельного произведения. В программе спектакля театра В.Ф. Комиссаржевской по той же пьесе (худ. Н.К. Калмаков) ключевой живописный образ сложно идентифицировать. Что это? Дерево или когтистая лапа зверя, скорее всего, это тот же персонаж — некто в сером, но лишенный антропоморфных черт. Вокруг него, по-видимому, фигурки людей, таких же безликих и одинаковых как главные герои пьесы. И все обрамлено зеленоватым дымком и струями крови. Это сочетание серо-фиолетового, зеленого, красного и размытости рисунка пробуждало в зрителе чувство неясной тревоги, неуверенности и, тем самым, заранее настраивала на восприятие символистского спектакля. На афише к спектаклю «Царь Эдип» также главным оказывается изображение. Оно несет в себе черты экспрессионизма: заглавный герой запечатлен в момент наивысшего страдания — черная впадина раскрытого рта, напряженные руки и, единственное цветовое пятно афиши, кровь из глаз. Коллектив Мастерской аналитического искусства (ученики Павла Филонова), как и сам мастер, мало работали в театре. Их главным и единственным театральным манифестом стало оформление скандального спектакля «Ревизор» в Доме Печати (режиссер И.Г. Терентьев). На афише эскизы костюмов к спектаклю (четырех разных художников), в которых явно прослеживается верность манере Филонова. В центре листа, как будто поднимающийся из театрального трюма, акцентный красный прямоугольник с названием спектакля. Оформление спектакля оказалось невероятно интересным с художественной точки зрения, но совершенно не приспособленным для сцены. Так и афиша при всей красоте и структурированности — о самом спектакле зрителю не говорит почти ничего. Противоположным путем шли в создании афиш футуристы. Никакой живописи — только шрифт, буквы разной величины, под разными углами, ломаные линии, резкие углы, броские, локальные цвета. И, безусловно, вклад футуристов в искусство плаката, агитации, рекламы, сложно переоценить. Но, если говорить, о театральном плакате — влияние футуризма очень опосредовано. Причина проста— футуристов интересовала жизнь, а не театр, они стремились изменить мир, создать новый язык, нового человека, а не просто изобразить это на подмостках или картинке. Собственно, единственный заход на территорию театра состоялся на заре русского футуризма, в 1913 году — это «Первый в мире футуристов театр», где было поставлено всего два спектакля: трагедия «Владимир Маяковский» и опера «Победа над солнцем». И, парадокс, при всем новаторстве буквально всех элементов спектакля, афиши выглядят абсолютно традиционно. Также исключительно шрифтом оповещали зрителей о своих спектаклях и ФЭКСы (Фабрика эксцентрического актера). Сам ритм расположения информационных блоков на афише, множество шрифтов, разнонаправленность текста — все говорит зрителю о динамике, современности, яркости действа. Это первое впечатление подтверждается и смыслом написанного на афише. Явно под воздействием авангардистов — Малевича, Лисицкого, Ларионова создана рукописная афиша спектакля выпускников Петроградского театрального училища «Старое и новое в балете». Здесь также сложно организован ритм шрифта: надписи в разных направлениях, неровность рукописных букв. Ритм этот задается с помощью лучей и кругов контрастных цветов. При виде этой афиши не остается никаких сомнений в том, чему симпатизируют участники спектакля — старому или новому балету.
Все многообразие направлений в театре и живописи начала XX века нашло отражение и в искусстве плаката. Так на плакатах символизма главным становится живописное изображение, передающее мрачное, мистическое настроение. Например, в афише к спектаклю «Привидения» по пьесе Г. Ибсена, зритель видит голые скалы, уходящие в холодное море. Этот безжизненный, холодный пейзаж, в сочетании со строгим черным шрифтом названия, безусловно, помогал зрителю представить атмосферу спектакля. Пожалуй, самой репертуарной русской символистской пьесой была «Жизнь человека» Л.Н. Андреева. С ее постановками связано множество и художественных и режиссерских находок. Тем интереснее рассмотреть насколько разными получились афиши спектаклей. Так, например, афиша сборного вечера, в одном из отделений которого шел спектакль — и зритель буквально видит афишу внутри афиши. В правой части на желтом фоне расположен рисунок, на котором мы видим то ли живого то ли мертвого человека в плаще — это Некто в сером, инфернальный персонаж этой пьесы. Поверх рисунка написана вся информация о спектакле. Единое стилевое и цветовое решение рисунка и шрифта, полнота информации заставляют нас думать о возможном использовании афиши и в ином контексте, и в качестве самостоятельного произведения. В программе спектакля театра В.Ф. Комиссаржевской по той же пьесе (худ. Н.К. Калмаков) ключевой живописный образ сложно идентифицировать. Что это? Дерево или когтистая лапа зверя, скорее всего, это тот же персонаж — некто в сером, но лишенный антропоморфных черт. Вокруг него, по-видимому, фигурки людей, таких же безликих и одинаковых как главные герои пьесы. И все обрамлено зеленоватым дымком и струями крови. Это сочетание серо-фиолетового, зеленого, красного и размытости рисунка пробуждало в зрителе чувство неясной тревоги, неуверенности и, тем самым, заранее настраивала на восприятие символистского спектакля. На афише к спектаклю «Царь Эдип» также главным оказывается изображение. Оно несет в себе черты экспрессионизма: заглавный герой запечатлен в момент наивысшего страдания — черная впадина раскрытого рта, напряженные руки и, единственное цветовое пятно афиши, кровь из глаз. Коллектив Мастерской аналитического искусства (ученики Павла Филонова), как и сам мастер, мало работали в театре. Их главным и единственным театральным манифестом стало оформление скандального спектакля «Ревизор» в Доме Печати (режиссер И.Г. Терентьев). На афише эскизы костюмов к спектаклю (четырех разных художников), в которых явно прослеживается верность манере Филонова. В центре листа, как будто поднимающийся из театрального трюма, акцентный красный прямоугольник с названием спектакля. Оформление спектакля оказалось невероятно интересным с художественной точки зрения, но совершенно не приспособленным для сцены. Так и афиша при всей красоте и структурированности — о самом спектакле зрителю не говорит почти ничего. Противоположным путем шли в создании афиш футуристы. Никакой живописи — только шрифт, буквы разной величины, под разными углами, ломаные линии, резкие углы, броские, локальные цвета. И, безусловно, вклад футуристов в искусство плаката, агитации, рекламы, сложно переоценить. Но, если говорить, о театральном плакате — влияние футуризма очень опосредовано. Причина проста— футуристов интересовала жизнь, а не театр, они стремились изменить мир, создать новый язык, нового человека, а не просто изобразить это на подмостках или картинке. Собственно, единственный заход на территорию театра состоялся на заре русского футуризма, в 1913 году — это «Первый в мире футуристов театр», где было поставлено всего два спектакля: трагедия «Владимир Маяковский» и опера «Победа над солнцем». И, парадокс, при всем новаторстве буквально всех элементов спектакля, афиши выглядят абсолютно традиционно. Также исключительно шрифтом оповещали зрителей о своих спектаклях и ФЭКСы (Фабрика эксцентрического актера). Сам ритм расположения информационных блоков на афише, множество шрифтов, разнонаправленность текста — все говорит зрителю о динамике, современности, яркости действа. Это первое впечатление подтверждается и смыслом написанного на афише. Явно под воздействием авангардистов — Малевича, Лисицкого, Ларионова создана рукописная афиша спектакля выпускников Петроградского театрального училища «Старое и новое в балете». Здесь также сложно организован ритм шрифта: надписи в разных направлениях, неровность рукописных букв. Ритм этот задается с помощью лучей и кругов контрастных цветов. При виде этой афиши не остается никаких сомнений в том, чему симпатизируют участники спектакля — старому или новому балету.